5 причин полюбить тёмное фэнтези

Поделиться:
Вернуться к списку статей

Тёмное фэнтези, или dark fantasy, популярно как никогда. Мы восхищаемся героями с двойной моралью и внезапно обретёнными суперспособностями. Мы обожаем следить за кровавыми историями, где хэппи-энда не может быть по определению и головы персонажей летят с плеч, когда ничто не предвещало. Мы испытываем удовольствие от погружения в мир, написанный мрачными, тёмными, как полярная ночь, красками, мир героев со шрамами, мир красоток, оседлавших монстров. В чём же тайная сила дарк фэнтези? И почему вам стоит полюбить его прямо сейчас, если вы ещё не?

 

У истоков дарк фэнтези — золотой фонд мировой художественной культуры

 

При желании черты тёмного фэнтези можно отыскать даже в “Одиссее”, а это, на минуточку, один из краеугольных текстов всей западной культуры. Неувядающая история про воина, который мечтает вернуться домой, но сталкивается с бесконечными соблазнами и нечистью на своём пути, многократно воспроизводится в шедеврах литературы, живописи и музыки. Есть в этой истории свой глутамат, потому она всегда цепляет и заставляет сопереживать, даже если герой — тот ещё проходимец.

Черты дарк фэнтези специалисты отслеживают в “Беовульфе”, “Калевале”, “Божественной комедии” Данте Алигьери, “Вороне” Эдгара По, “Франкенштейн” Марии Шелли и даже в “Превращении” Франца Кафки.

Художники-романтики и художники-символисты, конечно, и термина такого не знали — “фэнтези” — но “Мрачные картины” Гойи (название как бы намекает) или “Демоны” Врубеля созвучны тёмному фэнтези по атмосфере. При желании можно копнуть глубже, но и так ясно, что dark фэнтези — это не инфантильные картинки для геймеров, а самобытный поджанр с мощным бэкграундом и своими иконами.

 

В тёмном фэнтези работают очень крутые специалисты

 

Конечно, стоит сказать отдельное спасибо за одержимость направлением Джорджу Р. Р. Мартину и HBO, плотно подсадившим нас на “Игру престолов”. Но не “Играми” едиными… Среди классики тёмного фэнтези нужно выделить “Зов Ктулху” Г. Ф. Лавкрафта, эстетикой которого и сегодня подпитываются хорроры вроде “Сайлент Хилла”; роман “Дети Хурина”, сконструированный по черновикам Джона Рональда Руэла Толкина его сыном Кристофером; сериал о Конане-варваре от Роберта Говарда; “Тёмную башню” Стивена Кинга; комикс Нила Геймана “Песочный человек”, который иначе как “интеллектуальным” критики и не называют.

В своё время к фэнтези устремились многие авторы, работавшие в жанре киберпанка. Некоторые “перебежчики” не скрывают, что в дарке их не в последнюю очередь привлекают тиражи: фэнтези стало актуальнее, потому что киберпанк в каком-то смысле сбылся, превратился в реальность — никого уже не запугаешь атакующим искусственным интеллектом, а вот адская нежить по-прежнему в цене. “В цене” здесь не для красного словца: в 2009 году одна из ставших классическими иллюстраций Фрэнка Фразетты (создателя образов Конана и Тарзана) ушла с молотка за миллион долларов...

Художники приходят к мрачной фантастической живописи по-разному. Так, Джеральд Бром, создавший обложки для книг Майкла Муркока и Эдгара Берроуза, в своих интервью уверяет, что мрачных воинов и жутких монстров рисовал ещё в детстве, а потому встреча с издательством TSR во взрослой жизни стала для него счастливым билетом: подумать только, твоё воображение порождает пугающие картины — и тебе за это платят!

Кстати, напугать зрителя статичной картинкой не так-то просто. Но лучшим — удаётся. Тёмное фэнтези — экзотичный и экспрессивный поджанр. А ещё он абсолютно развязывает руки, позволяя выворачивать наизнанку все потайные уголки человеческой души. Это страшно, но и красиво до мурашек.

 

Тёмное фэнтази не рисует идеалистичный чёрно-белый мир

 

Здесь плохие парни сражаются против совсем омерзительных, а если кто-то и спасает котёнка, то не факт, что в следующей сцене не разорвёт его на кусочки. В общем, “всё как у людей”. Нужно изобразить фонтаны крови и расплескавшиеся мозги? Пожалуйста! В dark fantasy сняты табу на натуралистичные сцены, и даже настоящий подвиг здесь всегда окажется с привкусом ядрёного пота.

Dark fantasy — “уютная” гавань для циников и тех, кто считает себя реалистами. В этом мире непреходящего ада и боли мечтаешь только о том, чтобы не стало хуже, а того, кто зарубит это “хуже” у самого порога, ты готов качать на руках (но без особого энтузиазма, разумеется, ведь радости здесь не место). Возможно, герой героичен только ради денег или собственных амбиций, но именно поэтому и веришь ему охотнее, чем святому альтруисту, который в лучшем случае подозрителен, а в худшем — слегка юродивый.

Допустим, наёмники из “Чёрного отряда” — так себе пример для подражания, но хочешь не хочешь, а постепенно рассматриваешь в них неплохих по сути ребят. Ну, просто селяви: такая уж хреновая штука жизнь, что бывает и похуже.

 

В тёмную сказку проще поверить

 

Конечно, никто не ищет в произведениях фэнтези документальных зарисовок — для этого как бы существует наша обычная жизнь с походами в гастроном и на почту. С помощью фэнтези мы, напротив, хотим погрузиться в сказку, заглянуть в заботливо кем-то для нас смоделированный мир, который может быть в разной степени похожим (а может быть, совсем не похожим) на тот, в котором обитаем мы сами. Но, чёрт возьми, какое же эстетическое наслаждение мы получаем, “наблюдая” за битвами героев Эриксона в Малазанской империи или “участвуя” в сражениях вселенной Анджея Сапковского! И всё потому, что дарк зачастую очень реалистичен. Пусть у персонажа с картинки гипертрофированный пресс, тот всё равно человекообразен, а потому по-своему близок. Запросто веришь, что под этим прессом живые, теплокровные мышцы.

В то же время фэнтези есть фэнтези, так что и в его тёмной разновидности есть всё, за что мы любим жанр в целом: здесь случаются необъяснимые вещи, герои наделены магическими талантами, а в персонажах числятся не только людишки, но также любые сущности, порождённые человеческим воображением: вампиры, некроманты, демоны, ведьмы и прочая нечисть. Особенно приятно, что самые прожжённые уроды, как правило, сконцентрированы в правительстве империи зла или максимально приближены ко двору. Просто нам что-то это напоминает.

 

Дарк фэнтези — очень атмосферный жанр

 

“Картинка” здесь значит очень много. Непроходимый лес, мрачный замок, город, давно позабытый и богом, и дьяволом, — атмосфера дарк фэнтези сразу засасывает читателя/зрителя/игрока. По коже время от времени пробегают мурашки саспенса, но дарк не хоррор: пугаться здесь особенно нечему — всё и так безнадёжно, так что просто наслаждайся нуарным погружением и смотри, как плохие ребята разделаются с отвратительными. Элементы хоррора здесь для антуража, а не самоцель.

 Чтобы в красках представить себе атмосферу дарк фэнтези, достаточно вспомнить ощущения от просмотра фильмов “Ван Хельсинг”, “Константин: Повелитель тьмы”, “Братья Гримм”, “Соломон Кейн”, “Другой мир”. Художники на таких картинах явно в запаре: дарк не будет дарком, если не дать зрителю невероятно красивую “картинку”.

По причине атмосферности 80 lvl впечатлительным личностям dark fantasy стоит потреблять в гомеопатических дозах. Писательница-фантаст Лоис М. Буджолд как-то метко выразилась в том смысле, что на обложках даркфентезийных романов стоило бы ставить гриф: “По прочтении вскрыть вены”. Что-то в этом, определённо, есть. По уровню тлена и безысходности с дарк фэнтези может потягаться, пожалуй, только социальная фотография. Так что, если в вашей жизни слишком много сахара, развесьте в гостиной постеры по вселенной Dark Sun — пусть они послужат целительной порцией лимона и уксуса

  

Если вам нужно нарисовать что-то леденящее душу, давайте знакомиться: меня зовут Андрей Дубравушкин, я с огромным интересом работаю в жанре фэнтези (и не только).

 

В этой статье о дарк фэнтези приведены иллюстрации таких известных художников как Джеральд Бром (Gerald Brom) и Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta).