«Покажи мне хлопок одной ладони» (о живописи суми-э)

Поделиться:
Вернуться к списку статей

Японцы не только подарили нам суши и странные стихи из трёх строк, но и доказали, что живописный шедевр легко обходится без цвета. Суми-э — искусство для ценителей всего чёрно-белого, утончённого и почти идеального.

 

Трудности перевода

Этот вид традиционной японской живописи назвают и суми-э, и сумие, и суми-ё. Как правильно? Можно спросить знакомого японца или, за неимением такового, обратиться к Google Translate — пусть прочтёт иероглифы 墨絵.

Японцы говорят суми-э. Именно суми-э называют свою деятельность представители направления по всему миру. Существует второе общепринятое название — суйбокуга. И никаких там «ё»!

 

Таварая Сотацу. Водоплавающие птицы в лотосовом пруду

 

Основа основ

Мастер суми-э использует технику мазков. В его распоряжении — только линии и интенсивность цвета. В этом искусстве не практикуют эскизы: произведение пишут сразу «на чистовик». Поэтому большое значение приобретает каждый жест мастера.

Четыре классических сюжета суми-э — бамбук, орхидея, цветущая слива и хризантема. Считается, что, освоив их, художник сможет решить любую творческую задачу. Просто? Отнюдь. На это уходят годы.

 

Не совсем рисовая бумага и целый арсенал кистей

Вы наверняка слышали, что мастера суйбокуга работают с рисовой бумагой. Это слишком упрощённое представление. Видов бумаги для суми-э — множество. Кстати, собственно рисовая бумага не такая уж и рисовая: в её основе преобладают волокна бамбука.

Тушь изготавливается из сажи на основе сосны или растительных масел. Тушечницы делают из камней, добываемых только в Китае и Японии.

Кисти для суми-э очень разнообразны, но все они изготовлены из натуральной шерсти. Одной-единственной кистью обойтись невозможно (конечно, если художник не планирует всю жизнь рисовать исключительно бабочек, например).

Ещё у мастера суми-э должна быть под рукой оригинальная печать из мыльного камня — лепить копирайты, а как же.

Cэссю. Пейзаж в стиле хабоку

 

Детка, это дзэн

Давным-давно, когда китайцы ещё не копировали айфоны достижения других народов и даже наоборот, многое перенималось у китайцев, японцы и позаимствовали у них технику рисования тушью на рисовой бумаге. Они дали ей имя "суми-э" и переосмыслили через призму дзэн-буддизма. Так у рисунков тушью появился мощный философский бэкграунд.

Каждое произведение дзэн-художника раскрывает красоту простых вещей и уводит от мирских забот. Но самое главное — понять такой рисунок рассудком невозможно. Ум нужно отключить. Как? Общеизвестно, что у дзэн-буддистов очень популярны коаны — парадоксальные задачи, ключ к решению которых лежит вне нашего мозга. Поэтому, когда вам вдруг захочется объяснить себе смысл картины "Ловля сома тыквой-горлянкой", принимайтесь за знаменитый коан Мокурая: "Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони". Не получилось? Ничего, вы уже на пути к просветлению.